Стены не врут
Киевские граффити художники Smek и Shan из OneCru рассказывают о своем ощущении стиля, границах между искусством и вандализмом и особенностях граффити сцены в Украине.
Граффити – преступление или творчество? Об этом можно спорить до бесконечности. Но очевидно одно: стены не врут. Они рассказывают самобытную историю города и его жителей. Каждый из артистов пытается передать на стену свой собственный стиль, часто понятный только автору.
В преддверии самого масштабного хип-хоп фестиваля Восточной Европы Red Bull BC One Camp мы пообщались со старожилами отечественной хип-хоп культуры Smek и Shan из команды OneCru.
Какова была граффити-сцена в Украине в момент, когда вы начинали рисовать на стенах?
Мы в этом движении с 2002 года. Если сравнивать тогдашнюю граффити-сцену с сегодняшней, то в какой-то степени она была круче. Из-за малодоступности интернета мы могли просмотреть чужие скетчи, только листая скетчбук. Работы других райтеров можно было увидеть на улице, как и их теги и троуапы.
Если ты увидел работу, которая в разы превосходила все твои, то шел домой оттачивать свой скилы и придумывать новые приемы для стиля. При отсутствии интернета было больше индивидуальности. Граффити возникало непосредственно из головы, а не из влияния кого-либо в сети.
Когда образовалась ваша крю и сколько человек в ее составе? Назовите ваши наиболее памятные роботы.
Если говорить конкретно об OneCru, то это название появилось несколько лет назад. Нас звут Smek и Shan. Мы прошли долгий, интересный и сложный творческий путь. На одном из его перекрестков встретились, женились и стали вдвоем на «путь воина». С этого времени мы выступаем как дуэт и много работаем над общей концепцией и стилем нашего творчества.
Выделить какие-либо конкретные работы невозможно. Каждое граффити – по-своему интересный процесс. Иногда хочется постоять, спокойно порисовать подальше от людей, а иногда душа просит хардкора. Мы путешествуем и рисуем, рисуем у себя в мастерской, рисуем в городе. Это наш отдых и наша работа.
Кого можно считать «отцами граффити» в Украине?
Первые райтеры и «отцы граффити» – это разные люди. Вспышка граффити в Украине была в середине 1990-х, и райтеров тогда появилось немало. Но артисты, которые дали толчок стилю целой страны – это, по нашему мнению, Glugk (FRB), Cik One, Mok (DNK), Fleck (SWB), Saint (WSK), Khlor (SR), Mif (FAZ), PSKR , NOK, FAT, CBIKGB.
На кого вы равнялись в своих первых работах?
Сказать, что равнялись, нельзя. Но, безусловно, нас вдохновляли некоторые художники, и каждый что-то нам дал. Назовем тех, от кого нас прет: Revok, Tristan, ETAM CRU, 123Klan, Serval, Smash137, Shepard Fairey, Heracut, Maclaim, Home, PakoUno, Alessandro Barbucci, Range Murata, Kim Hyung Tae, Otto Shmidt.
Откуда вы получали информацию в отсутствие интернета? Какие фильмы смотрели, какие журналы читали?
Обычно откуда-то появлялись CD-R-диски, ходившие по рукам. Каждый допиливал на них свой архив из граффити. У нас до сих пор на жестких дисках валяются материалы тех времен. И там много интересного.
Первый посвященный граффити фильм, который мы посмотрели, был AREA 08, снятый в 2000 году в Стокгольме. Также было много других фильмов, которые попадали нам в руки: Men in Black III (не путать с популярным голливудским блокбастером 2012 – ред.) Wholetrain, Bomb The System, Subway Stories, Style Wars, Writers, Sick Business. Большинство из них было о бомбинге поездов, но нас всегда интересовал стиль. Потому мы больше ценили печатные издания.
В журналах печатали не только трейн-артистов, но также уделяли внимание практически любым проявлениям в граффити: теги, скетчи, троуапы, куски на холл-оф-фейм, цифровые работы, бомбинги… Это давало возможность осознать, что сквозь призму граффити можно раскрыть свой творческий потенциал Из печатных изданий можем выделить Graphotism, StyleFile, Downbylaw, Urban Roots, Iron Curtain, К9.
Какой город можно считать центром украинской граффити-культуры и почему?
Из-за малого количества активных граффити-райтеров, затруднились ответить на этот вопрос. В основном на слуху Киев, Львов, Одесса и Тернополь. В других городах, если там вообще есть граффити, работают одна, максимум две команды.
Как считаете, является ли граффити частью хип-хоп культуры? Или, может быть, сейчас они развиваются параллельно и не связаны так тесно, как раньше?
По возможности мы ездим на разные хип-хоп мероприятия и делаем граффити, даже если там нет граффити-контестов. Сколько себя помним, считали себя представителями хип-хоп культуры. Возможно, диджеи, ТС и би-бои и прокачиваются от граффити так, как мы прокачиваемся от их музыки и движений, однако внимания на райтеров они обращают мало и развиваются отдельно. Но нам есть чем заниматься и без них.
Где у граффити граница между искусством и вандализмом?
От творческого объединения до криминальной группировки – пол шага. Что касается законодательства, то граффити всегда будет вандализмом из-за своей стихийности. Если говорить о других артистах – это искусство. Правда, и артисты бывают очень разными. В целом, в творчестве, каким бы он ни был, искусство и вандализм – просто формальности.
Как считаете, граффити – контркультурное явление или уже неотъемлемая часть современной поп-культуры?
Стрит-арт – часть поп-культуры, а граффити – нет, и никогда ею не станет. Все знают о граффити, но никто его не понимает. В граффити нет знакомых обычному человеку образов. Для обычного прохожего граффити – месиво из цветов и линий. Никто не вникает в сущность граффити так, как сами райтеры. Это просто наш способ показать себя.
Насколько мощна граффити-тусовка в Украине? Общаются ли артисты между собой?
Да, а иногда даже рисуют вместе. Все друг друга знают, но тусовка сама по себе отсутствует. Все сидят по своим кучкам.
Какой посыл своими работами вы пытаетесь передать людям?
Нет никакого прямого посыла. Мы видим утонченность форм, цветов, контуров. Мы делаем стиль. Стиль состоит из груды мелочей, которые мы собираем в одну стильную картинку на улице. И наш посыл состоит в визуальной эстетике этого стиля.
Автор: Евгений Количев
Специально для Red Bull BC One Camp